Одним из основных промыслов мужского населения Рф было плотничество. Труд плотника был сезонным. По весне бессчетные артели плотников расползались в самые различные края земли российской. Эти артели занимались и постройкой домов и их декоративным убранством. Еще в 18 – начале 19 веках в древесном зодчестве всераспространен был тип дома, имевший фасады, рубленные сплошь из бревен включая фронтоны.
Крыши этих домов настилались по слегам с «курицами» - типичными крюками из корневища дерева. В эти крюки укладывался, выдолбленный из цельного бревна, «поток» для отведения воды с крыши. Выдолбленный из бревна желоб – «охлупень» скреплял обе половины крыши и нередко увенчивался фигурой в виде головы птицы либо жеребца. Отсюда заглавие – конек крыши.
Фронтон такового дома называли «челом». Обрамления фронтона, оберегающие торцы слег, выступающих наружу, от загнивания – «причелины».
Вниз от «причелин» спускались «полотенца», предохраняющие верхние концы бревен от дождика.
Эти детали имели практический смысл, прикрывая места нарушения целостности постройки. Они все, обычно, украшались резьбой, несшей определенный смысл, согласующийся с религиозными верованиями обладателя дома. Резной декор играл роль разных оберегов жилья от злых духов, способных просочиться вовнутрь, и создавал почесть и хвалу богам неба, чтобы вымолить у их дарование дождика и солнца.
До середины 19 века резьба обычно производилась разными долотами, особыми плотницкими топориками конкретно по структурным элементам дома. Это была «глухая» либо « корабельная» резьба. Она добивалась виртуозного владения инвентарем.
Символические изображения солнца в виде кругов и ромбов нередко встречались на «полотенцах», «причелинах», ставнях и наличниках окон. «Причелины» фронтонов нередко украшались резными «берегинями», «фараонками» (русалками), умопомрачительными львами, напоминающими обыденных котов.
Обширно всераспространены были и различные растительные и геометрические орнаменты. Высокорельефная глухая резьба создавала тесное единство декора с бревенчатыми стенками дома.
Со 2-ой половины 19 века в арсенал плотницких инструментов входят коловорот и улучшенные продольные и лучковые пилы. Они давали мастеру возможность пропиливать узкую доску насквозь по заблаговременно нанесенному рисунку. Возникает пропильная либо сквозная резьба. Она скоро теснит более трудозатратную «глухую».
Обширное распространение в древесном зодчестве стальных гвоздиков повлекло за собой возникновение в убранстве дома затратных декоративных резных деталей, время от времени прикрепляемых в несколько рядов: «подзоров», «полотенец», наличников и др. Ажурная пропильная резьба присваивала дому очень наряженный вид.
В наше время рубленые дома обычно обивают тесом, утилитарное предназначение которого – предохранение сруба от порчи. Тес накладывают по-разному: горизонтально, вертикально, «в елочку». Гладким, обшитым тесом стенкам и фронтонам домов замечательно подходят детали декора, выполненные в технике пропильной резьбы. В солнечный денек от ажура древесного резного узоры на стенки ложатся тени, создавая дополнительный прекрасный орнамент.
|